Фатум: теория катастроф и мифы
В этой статье я рассматриваю понятие фатума в личной и коллективной судьбе, теорию катастроф и мифы: точки невозврата (бифуркации), хаос и порядок, трансперсональное добро и зло.
Думаю что некоторые, интеллектуально развитые, и, склонные размышлениям, люди, сегодня сталкиваются с некоторой такой экзистенциальной бездной. И время невозможно отмотать назад, или вообще как-то все переиграть на иной лад. Это вот фатум.
Раньше, я помню, некоторые знакомые вообще периодически сомневались в существовании чего-то фатального, а теперь оно очевидно. Я думаю (это вообще тема моих наблюдений и размышлений последних пары лет, так совпало), что фатальным становится то, на что не хотелось смотреть, что не хотелось учитывать, чем не хотелось заниматься (и вполне возможно на то были веские причины). Чем не занимаешься, то может заняться тобой. Такая вот природа фатальности, на мой взгляд. Это нечто неучтённое, но известное, и однажды вытесненное.
В мифологии встречается фатум, и, судя по мифам, попытки заранее это предупредить, тоже как-то к позитивному развитию не приводили (например скандинавский Рагнарек - пример неизбежности фатального и апокалиптичного). Но, с другой стороны, в мифах, связанных с понятием фатальной неизбежности, встречается и некая развилка, момент, когда шанс изменить будущее все же был, но, пройдя который, это уже невозможно.
Точка невозврата (она же точка бифуркации). До определённого момента есть вариативность, а когда точка невозврата пройдена, ее уже нет, наступает фатальная неизбежность. Вот, например, в греческом мифе, о яблоке раздора, между Афиной, Герой и Афродитой, возникает ссора, которая впоследствии приводит к началу Троянской войны. До этого, на суде, Парис отдает яблоко Афродите, что и становится началом всех этих событий. Вероятно, другой выбор мог бы привести к другим результатам.
Механизм фатума как бы запускается цепочкой, последовательностью каких-то простых действий. Какие-то, с виду, маленькие и незначительные события, приводят к катастрофическим последствиям, если они совершаются в точке бифуркации. Тот самый взмах крыльев бабочки, способный вызвать цунами. Это проявление теории катастроф в действии. Незначительное изменение начальных условий, последовательность из простых незначительных действий, приводит к резкому изменению качественного состояния системы, после чего возврат в прежнее состояние становится невозможен.
В фатальном переплетаются личное и коллективное, индивидуальные роли участников, и, затрагивающие всех, последствия разворачивающегося, в итоге, процесса. И тут, вероятно, маленькая последовательность шагов отдельных фигур (как бабочка, взмахнувшая крыльями), приводит к разворачиваю большого процесса. Сам по себе этот процесс, согласно теории катастроф, нечто колеблющееся между двумя полярными состояниями системы.
Сначала, в сложной динамической системе, возникает некий изначальный порядок, и, стабильные структуры. Но, постепенно нарастает противоположная, разрушающая этот порядок тенденция, и приводит эту систему в хаос, разрушая эти структуры первого уровня, но, из этого хаоса рождаются уже новые структуры, нового порядка.
Получается такое коренное переформатирование, изменение базового сценария, принципов функционирования системы. Вот такой процесс трансформации описан в математической теории катастроф, применимой к сложным динамическим системам, и, в мифологии. Апокалиптические мифы фактически отображают прохождение через такую катастрофу с последующим появлением какого-то принципиально нового состояния.
Что интересно, практически в любой мифологии, описаны некие изначальные дикие природные силы, враждебные человеку. А после, из этого, появляются новые боги, и мир живущий по новым, уже дружественным человеку, правилам. Например, греческие Титаны, скандинавские Ётуны, Тиамат в шумеро - аккадских мифах. Все это олицетворение некоего изначального, дочеловеческого, дикого состояния вселенной. С появлением богов, дружественных людям, приходят и новые правила, некая такая цивилизованная жизнь.
И, с этой точки зрения, два противоположных состояния мифологической вселенной, как системы, это дикость и цивилизация. Вероятно именно это и понимается в различных мифологиях, как некое изначальное добро и зло. А апокалипсис, борьба добра и зла, видится борьбой дикости и цивилизации. Дикое живет, выживает, по законам природы , а с появлением дружественных людям богов, приходит некая новая этика и мораль, "красные линии", которые разделяют добро и зло.