Сенсорная очевидность и понятия, которые для каждого означают что-то свое
Один из важнейших принципов НЛП — это сенсорная очевидность описания. В нашем языке есть такие понятия, относительно которых мы можем точно сказать как это выглядит, как это слышится или ощущается. То есть их можно точно описать, опираясь на органы чувств. Эти понятия — сенсорно очевидны. Если я попрошу вас подумать о сирени, то вы представите вполне определённый визуальный образ и запах цветов. И хотя сирень в представлении одного и другого человека может отличаться в деталях, тем не менее есть общие признаки, по которым можно точно понять, сирень это или нет. Есть определенная форма, спектр цветов и размеры, какой может быть сирень. Есть вполне определённый запах, как пахнут цветы. И если бы я показала вам подсолнух сиреневого цвета, вы бы точно поняли, что это — не сирень.
А что если я попрошу вас подумать о хорошем воспитании? Как вы представляете себе хорошее воспитание? Это понятие сформировано не из сенсорного опыта. И разные люди вкладывают разный смысл в это понятие, а для кого-то оно и вовсе имеет смутное значение. Возможно одному человеку родители в детстве говорили, что хорошо воспитанные дети слушаются взрослых. Получается комплексный эквивалент: слушаться старших равно быть хорошо воспитанным. А для другого человека хорошее воспитание может означать быть тихим, для третьего — обращаться к людям на «вы». То есть не очевидные сенсорно понятия могут быть сформированы в результате того, что вас кто то убедил «воспитание — это» или же если вы сами себя убедили. Но в любом случае эти понятия не являются описанием чего-то реально существующего, как например сирень.
В лингвистике превращение глагола в существительное, являющееся его результатом, называют нормализацией. Процесс превращается в существительное. «Воспитание» как раз пример номинализации. При этом теряется конкретность описания. И это уводит вас от очевидного опыта к иллюзорным категориям.
Про двух людей довольно точно можно сказать, кто из них выше, так, что это будет очевидно для разных людей. Но невозможно точно также однозначно определить кто лучше воспитан.
Поэтому разговоры о том как быть, например, цельной личностью, бессмысленны, пока все участники разговора не договорятся о едином значении этого понятия.
Оперируя понятиями, далекими от сенсорного опыта, можно внушить другим людям что-то свое. Например, я вряд ли смогу вас убедить, что солнце зелёное, потому что каждый из вас знает как выглядит солнце. Но никто не знает, как на самом деле выглядит внутренняя свобода. Поэтому я могу определить её через любую сенсорику: «внутренняя свобода — это свобода внутри большого мира, то есть возможность путешествовать» или «внутренняя свобода — это быть независимым, а значит не иметь привязанностей». То есть я могу вложить в понятие «внутренней свободы» всё, в чём хотела бы вас убедить. И если речь будет красочной и с хорошо подобранными под собеседника аргументами, то это очень действенный приём. Возможно подобные формулировки встречались вам в рекламе различных товаров и услуг. Прекрасный способ защититься от такого типа спекуляций смысла — ориентироваться на сенсорно очевидные понятия. Эта же способность порой может очень сильно помочь во взаимопонимании с другими людьми. Наверняка вам знакомы примеры, когда пары ругаются из-за того что он «недостаточно чуткий» или она «не умеет заботиться». А может быть вы слышали в организациях что-то вроде «политика нашей компании — это клиентоориентированность». И вместо того, чтобы ругаться из-за смутных понятий, в которые каждый вкладывает разный смысл, гораздо эффективней просто выяснить кто и что имел ввиду. Тогда по крайней мере будет вполне понятно как это можно изменить.