сайт психолога, гипнотерапевта и таролога Елены Саратовцевой
+7 916 882 43 91
Записаться на консультацию

Доброта и жертвенность

Психологические моменты, описанные в этой статье, входят в спектр запросов, с которыми я работаю как практический психолог. Для записи ко мне на консультацию пишите в Viber/Whatsapp +7 916 882 43 91

Многих людей с детства учат быть добрыми к другим. И, в социальном плане, это как "клей" общности. Чтобы жить в сообществе мирно, нужна безопасность и хорошие отношения друг с другом. Отсутствие общепринятых ограничений (общественных договоренностей) на проявление агрессии, могло бы привести к "войне всех против всех". Поэтому быть дружественным это некое условие социализации, чтобы быть принятым социумом.
"Злыдней" никто ж не любит ☺️

С другой стороны, все эмоции от природы имеют свое предназначение, выполняют какие-то важные функции. И агрессия - это то, без чего невозможна защита своих границ и интересов. Полный внутренний запрет на нее делает человека жертвенным, то есть виктимным. "Ешьте меня сколько хотите, я не сопротивляюсь ". И, обычно легко и быстро находятся желающие этой "беззубостью" воспользоваться. Жертвенность часто притягивает желающих ею воспользоваться. Так возникают так называемые созависмые отношения. В которых один позволяет себя "есть", а другой этим пользуется.

Но такая полная "беззубость" тоже не возникает сама собой. Полный запрет на проявление агрессии является результатом воспитания с элементами какого-либо насилия (не обязательно физического). А насилие всегда травмирует. Это означает, что от жертвенности не так легко избавиться, как может показаться. Травма работает на бессознательном уровне, подталкивая человека к таким ситуациям, где она будет воспроизводиться вновь и вновь. Так устроена эмоциональная память, и это явление лежит в основе посттравматического стрессового расстройства.

В чем выход из виктимности? В интеграции собственной агрессии, которая однажды (вследствие травмы) оказалась отщепленной. То есть нужно научиться чувствовать злость и выражать ее в ситуациях защиты своих интересов. Человек, который привыкает к нарушению его границ (а насилие это всегда нарушение границ), в дальнейшем, принимает такие нарушения как норму. Когда таких деформаций нет, то само по себе нарушение границ злит, и злость является сигналом, что что-то не то происходит. Она же и дает силы для изменения ситуации, для самозащиты.

Впрочем, видя, что возможна ответная реакция, и желающих посягать на эти границы становится меньше.

Итак, первый шаг к выходу из виктимности - разрешить себе злиться и воспринимать, использовать свою злость как союзника, как то, что несёт вам пользу, защищает ваши границы и даже маркирует их. А второй шаг - в распознавании нарушения границ, на которое указывает возникающая злость. Чем именно вас разозлил другой человек? Что именно не так? Так, постепенно, можно научиться различать границы ненасильственного общения, изменив искаженные в детстве представления о норме (о насилии как о норме).