сайт психолога, гипнотерапевта и таролога Елены Саратовцевой
+7 916 882 43 91
Записаться на консультацию

Ассоциация и диссоциация. Или как взглянуть на неприятности со стороны

 

Думать об одной и той же ситуации можно совершенно с разных сторон. Ассоциировано — представить всё также, как вы видели, слышали и чувствовали в момент существования ситуации, то есть как-бы находясь там. Или диссоциировано — представляя себя со стороны, находящимся в этой ситуации. При полной диссоциации вы представляете ситуацию как беспристрастный наблюдатель, а значит у вас нет ощущений и состояния, которое внутри представляемого события. С одной стороны это помогает отстраниться от неприятных эмоций, с другой — дает более полный и рассудительный взгляд, не окрашенный собственными эмоциями. Во многих случаях диссоциированный взгляд помогает выйти за пределы собственных «глюков», не ресурсного самогипноза и искажений в восприятии.

Ассоциация же помогает ощутить полноту позитивных эмоций, наполнится ресурсами и радостью. Ассоциироваться есть смысл в те ситуации, которые вас радуют, которые наполняют вас ресурсами и которые вам приятны. Неприятный опыт, вместе с негативными эмоциями и состояниями разумней воспринимать со стороны, то есть диссоциировано. Почему когда расскажешь о неприятных событиях кому-то, просто выговоришься, уже становится лучше? Потому что рассказывая, ты диссоциируешься от неприятного опыта. Такую же функцию может выполнять ведение дневника. Выразив переживания и проблемы на бумаге, человек отстраняется от них. У большинства людей стратегии ассоциации и диссоциации смешаны. Поэтому диссоциация бывает недостаточной. Надёжней диссоциация в несколько этапов.

А теперь давайте рассмотрим практическую технику, как можно диссоциироваться от неприятного опыта:

  • 1) Опишите выбранную проблему на бумаге, очень детально, в том числе и свои мысли, убеждения и переживания по поводу ситуации.

 

  • 2) Прочитайте написанное с листа другому человеку.

 

  • 3) Перескажите собеседнику ещё раз тоже самое, но от третьего лица. То есть, написанное как «я переживаю по поводу....» переформулируйте как «она (или он) переживает по поводу....». Как если бы вы читали чужие записи, будучи просто наблюдателем со стороны.

 

  • 4) Как сторонний наблюдатель, что вы можете сказать о написанном? Каковы ваши эмоции в процессе? Сравните их с теми эмоциями, которые были у вас изначально, когда вы ещё не начали описывать ситуацию на бумаге.


Если по каким-либо причинам вы не можете рассказать о проблеме другому человеку, то технику можно видоизменить:

  • 1) Опишите детально вслух проблему, записав себя на видео.

 

  • 2) Просматривая предыдущую запись, снова запишите себя на видео. То есть себя, просматривающего предыдущую запись.

 

  • 3) Теперь просмотрите обе записи поочерёдно. Как отличаются ваши мысли и эмоции на первой и второй записи. Что вы можете сказать как наблюдатель о первой и второй записи? Как теперь изменилось ваше восприятие ситуации?